Как поменять тормозную жидкость самому — рекомендации, инструкция, памятка

Россия

Тормозная жидкость передает усилие от педали на колеса автомобиля. А значит, влияет на надежность, интенсивность торможения. Отсюда — высокие требования к ее качеству. Например, при резкой остановке автомобиля выделяется огромное количество тепловой энергии, которая может закипятить вещество. Поэтому качественный состав сохраняет свои свойства в температурном диапазоне от —40 до +200 градусов и выше. Стоит отметить, что тормозная жидкость гидроскопична, и во время эксплуатации вбирает в себя воду, что существенно ухудшает ее свойства. Рассказываем, как самому заменить тормозную жидкость и что вообще нужно знать об этом веществе.

Как понять, что пришло время заменить ТЖ?

Первое, на что нужно ориентироваться в вопросе полной замены, это следующие факторы:

  • рекомендации автопроизводителя — по регламенту заливать новую жидкость требуется каждые 30–60 тыс. км, а у спортивных авто — каждые 15 тыс. км;
  • рекомендации производителя жидкости — вещества на гликолевой основе способны прослужить не более 2 лет или 40 тыс. км, а на силиконовой еще дольше;
  • изменение технических показателей — цвета, наличие осадка, степень влажности, уровень отзывчивости;
  • поломки — например, произошел обрыв шланга, неисправность суппортов;
  • замена частей тормозной системы;
  • покупка подержанного автомобиля с рук.

Это ситуации, в которых жидкость придется менять полностью. Подробнее рассмотрим момент с характеристиками. Если вы при проверке масла заметили, что оно изменилось, нужен новый состав:

  • цвет с прозрачного, янтарного стал грязноватым, темно-коричневым;
  • появились вкрапления – осадок в виде нагара, других продуктов сгорания;
  • процент влажности превысил стандартные 3%;
  • отзывчивость педали тормоза значительно снизилась.

Для справки! Также намекают на замену тормозухи следы коррозии, появление в бачке видимого осадка, отложений.

Какую тормозную жидкость выбрать?

Выбрать состав проще, чем моторное масло или антифриз. Нужно запомнить, что она бывает трех типов и смешивать их между собой нельзя. Только гликолевые варианты совмещаются между собой, даже если произведены разными брендами, по отличающимся стандартам. Однако пропорция их смешивания определенно повлияет на максимальные рабочие температуры. Отсюда вывод: перед тем, как купить тормозную жидкость, узнайте, что заливалось в систему вашего автомобиля.

1. Вязкость

Как и при выборе масел, важно учитывать вязкость при высоких и низких температурах. Показатель не должен превышать 1800 мм2/с.

+100 градусов. Слишком жидкое вещество легко проникает через уплотнения. Поэтому производители проводят испытания при высокой температуре, чтобы удерживать показатель в нужных границах.

—40 градусов. Важно, чтобы вещество хорошо работало в мороз. Оно считается пригодным для использования, если при такой температуре ее кинематическая вязкость превышает стандартное значение.

2. Стойкость к коррозии

Коррозии не избежать, а результатом часто становится заклинивание поршней. Жидкость адсорбирует влагу, в результате чего ржавчина проникает в систему. Чтобы избежать этого, нужно регулярно контролировать степень влажности вещества.

3. Риск для резиновых деталей

Жидкость имеет свой рН. Если он щелочной, резиновые детали и уплотнения быстро повредятся. Кислая реакция — от 1 до 5 — делает ТЖ агрессивными в плане коррозии. Поэтому производители стараются удерживать в нейтральной зоне — 7 — или слабощелочной. Влияние на составляющие системы оказывается минимальное.

4. Смазывающие свойства

Вещество должно обладать хорошими смазывающими свойствами, чтобы уменьшить износ цилиндров, блока управления АБС. Некоторые производители предлагают варианты стандарта DOT 5 на основе силикона, которые обладают высокой гигроскопичностью. Если предпочитаете спортивный тип вождения, это ваш вариант. Кстати, менять такие расходники разрешается каждые пять лет.

Для автомобилей с АБС предлагается DOT 5.1. Менять ее нужно раз в год, зато в ее составе содержатся присадки, снижающие трение. Хорошо совмещается со старыми конструкциями, не вредит деталям из резины.

5. Стабильность

Чтобы ТЖ справлялась со своими задачами хорошо, ее состав должен оставаться стабильным от —50 до +150 градусов.

Меняем тормозную жидкость — инструкция, памятка

Нужно хорошо защититься и делать все аккуратно, чтобы провести замену самостоятельно. Рассмотрим подробнее, куда заливать тормозную жидкость и как делать это правильно.

Инструкция для новичка

Вам потребуется ключ на 10, перчатки из резины, ветошь, ведро или бутылки, шланг от капельницы, помощник и около часа времени.

  • машина загоняется на эстакаду, чтобы освободить доступ к тормозным цилиндрам;
  • мотор выключается, колеса снимаются, а крышка головного цилиндра откручивается (нельзя ронять, пачкать);
  • спускной клапан протирается тканью — если загрязнения слишком большие, можно использовать щетку;
  • снимается колпак;
  • штуцер соединяется со шлангом — клапан откручивается накидным ключом, сверху надевается шланг и опускается в ведро;
  • вещество откачивается шприцем из расширительного бачка;
  • помощник выжимает тормоз — четыре раза стандартно, на пятый раз фиксируется;
  • когда ТЖ перестает стекать, клапан быстро закрывается, чтобы избежать завоздушивания;
  • когда уровень ТЖ снизится, доливается новый состав, продолжается прокачка системы, пока из шланга не пойдет чистая ТЖ;
  • повторяем процедуру на втором колесе: если вы сливали жидкость с заднего колеса, теперь нужно приступить к переднему;
  • когда процесс завершен, нужно убедиться, что педаль ходит плавно, фиксируется в верхнем, нижнем положении — если этого не происходит, случилось завоздушивание системы (контуры прокачиваются по отдельности);
  • остается проверить резиновые колпачки, долить вещество, закрутить крышку, опробовать систему.

При отсутствии возможности загнать машину на подъемное устройство или эстакаду – можно чередуясь снимать каждое колесо, ставя автомобиль на подпорку (не домкрат!).

Памятка

Начинающим и опытным автовладельцам полезно знать, что:

  • ТЖ меняется строго в соответствии с регламентом — даже если вещество выглядит хорошо.
  • Смешивать разрешается только те составы, которые относятся к одному классу. Иначе вещество перестанет быть безопасным. Система может частично или полностью выйти из строя. Жидкости закипают при разных температурах.
  • Используйте тот состав, который советует автопроизводитель.
  • Вещество нельзя смешивать с водой. Она закипает при более низких температурах, что приведет к отказу тормозов. Нужно проверять герметичность системы, вовремя менять ТЖ.
  • Грязную жидкость нужно заменить как можно скорее независимо от срока эксплуатации.
  • После замены ТЖ систему прокачивают, чтобы избавиться от воздуха. В процессе нужно избегать двух вещей — понижения уровня жидкости, избыточного давления в расширительном баке.
  • Бак протирается ветошью, но не промывается водой.
  • Придерживайтесь сроков годности. После их завершения ТЖ теряет ценные свойства.

Мы рассказали, как поменять тормозную жидкость и на что обращать внимание. Главный ориентир — рекомендации производителя. Их соблюдение гарантирует безопасность, долговременную работу тормозной системы, снизит риск ДТП. Стоимость замены невысокая и равняется стоимости вещества. Остальные инструменты найдутся в каждом гараже. Однако без помощника в этой ситуации не обойтись.



Последние статьи