«Глаза-и-уши»-ВКС-—-во-время-испытаний-замечен-новейший-А-100-«Премьер»

«Глаза и уши» ВКС — во время испытаний замечен новейший А-100 «Премьер»

Политика

Похоже, очередной, но крайне интересный долгострой подходит к логическому завершению и переходу в новый этап, что в нынешних условиях не может не радовать. Особенно когда этот долгострой может очень серьёзно поднять возможности нашей авиации на некоторых особо важных направлениях.

Приветствую на канале!

Итак, что же такое этот А-100 «Премьер»? Если кратко, не вдаваясь особо в историю, перед нами самолёт дальнего радиолокационного дозора и управления нового поколения. И говоря нового, имеется ввиду очень существенный рост характеристик — подобных машин у нас не так много, как, например, у американцев, а значит паритет нужно выдерживать за счёт возможностей, и «Премьер» в этом плане абсолютный лидер. Но где высокие характеристики, там и долгая, длительная разработка — впервые А-100 поднялся в воздух в 2016 году, в виде летающей лаборатории, а полноценная машина годом позже.

С тех пор велась доработка его радиоэлектронной «начинки», и, если верить некоторым сообщениям, полноценно её удалось реализовать только лишь в 2022 году. С какими проблемами столкнулись разработчики — вопрос открытый, как ни крути, но техника секретная, а информации по «Премьеру» не так уж и много. С другой стороны, его предшественник в лице А-50 тоже отличился не малым сроком разработки, так что, вполне возможно, это нормальное явление. Причём не столько сложен сам радар, сколько системы обмена информацией с истребителями и зенитными ракетными комплексами, а также вопрос замещения иностранных компонентов. Тем не менее, сообщения последних дней говорят нам о выходе «Премьера» на этап заключительных испытаний, что частично подтверждается всплывшими в Сети снимками его полётов. Это довольно важный пункт, так как примерно два года назад 2024-ый заявлялся как год принятия долгожданной новинки на вооружение.

А-100 «Премьер».

Со сроками разобрались, переходим к ключевому — возможностям. Чем же хорош «Премьер», раз к нему приковано так много внимания? По крайней мере среди любителей авиации. Первое и ключевое — это рост дистанции обнаружения. Как ни крути, но при разговоре о самолётах ДРЛО это наиболее важный параметр, вот только в случае с А-100 он закрыт для широкой общественности. В Сети ходит разная информация, но в целом большинство источников сходятся на довольно размытой цифре в 600 километров. Но какие цели доступны «Премьеру» с такого расстояния — вопрос открытый. С одной стороны, это может быть здоровенный бомбардировщик по типу В-52Н, с огромной по нынешним меркам ЭПР, а с другой истребитель. Да и тут вопросы — 4-го или 5-го поколения? Низколетящий или на высоте? В общем, путаница серьёзная, так что придётся идти путём сравнения, в чём нам поможет его предшественник в лице А-50У.

Многие считают, что этот самолёт ДРЛО не отличается какими-то выдающимися характеристиками, однако в процессе последней модернизации он серьёзно подрос в возможностях. К примеру истребитель 4-го поколения им будет обнаружен с расстояния в километров 300-350, в зависимости от его типа. А вышеупомянутый В-52Н так и вовсе до 650 км, правда в идеальных условиях. Крылатые ракеты хоть и являются куда более сложной целью, но и они будут замечены на дистанции около 110-150 километров. Это довольно высокие характеристики, особенно на фоне наземных средств обнаружения, где КР в лучшем случае будет замечена с 50 км.

Рискнём предположить, что наш «Премьер» хотя бы на четверть более продвинутый в плане характеристик, что в целом совпадает с некоторыми источниками. Если это действительно так, то крылатую ракету он обнаружит с расстояния примерно 200 километров — это отличный результат среди всех его конкурентов. Обычный истребитель в районе 450-500, малозаметный «Стелс» около 250-300. Если они летят на приличной высоте, хотя бы в несколько километров над землёй. Если же огибая рельеф, то дистанция обнаружения падает примерно на треть.

Что касается морских целей, то здесь всё немного сложнее — большинство источников указывает расстояние в 450 километров, хотя габариты здоровенного эсминца типа «Арли Бёрк» по идее должны «светится» на радарах куда лучше. Однако на деле это его радиогоризонт при потолке в 12000 метров, что в целом довольно неплохо. Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? Во-первых, А-100 видеть цели может на гораздо большей дальности, это очевидно, а значит теперь многие объекты, в особенности немногочисленная авиация, не смогут безопасно действовать там, где они делали это раньше. К тому же А-100, как и его предшественник А-50У, способен передавать координаты обнаруженных целей непосредственно наземным ЗРК или авиации, а значит в заданный район моментально отправится какая-нибудь условная 40Н6 с активной ГСН и привет. Причём такой сценарий уже отработан на практике, и особо он себя проявил год назад в ходе отражения массированной атаки крылатыми ракетами, где попутно приземлили очень много авиации противника.

Однако есть ещё один эффект роста дистанции обнаружения, и, как нам кажется, он куда более положительный — это возможность увести редкую и дорогостоящую технику подальше от небезопасных районов. Дело в том, что существуют некоторые способы борьбы с самолётами ДРЛОиУ, вдаваться в детали не будем, скажем лишь, что запасные 100-150 километров позволят сохранить авиацию при удержании нынешних возможностей обнаружения тех или иных целей. Оговоримся, что их сейчас хватает с запасом.


Последние статьи